Лаборатория детской игры:

Интерактивная «Лаборатория детской игры» для родителей:

Цель организации интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

создание современных интерактивных условий взаимодействия с семьями воспитанников в организации игрового пространства и игровых умений воспитанников, формирование активной позиции педагогов и родителей на понимание значимости игры в развитии детей.

Задачи интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

  • обеспечение эффективного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей;
  • повышение информированности родителей (законных представителей) о значимости игры для полноценного развития ребенка;
  • создание мотивационных условий, обеспечивающих активное включение родителей (законных представителей) в процесс организации игровой деятельности детей;
  • популяризация и развитие культуры детской игры среди детей дошкольного возраста, пропагандирование позитивных детско-родительских отношений в организации игровой деятельности;
  • способствование овладению практическими приемам формирования навыков сотрудничества детей и родителей в игровой деятельности.

Концепция интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей (законных представителей) воспитанников

Подробнее...

Концептуальные идеи организации интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей

Концепция (от латинского conceptio «система понимания») комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему.

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами.

Лаборатория - перен. Внутренняя сторона какой-либо деятельности. Специально оборудованное помещение для проведения работы.

Конвенция Организации Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка, законодательно выделив первостепенное значение игры для естественного детского развития.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). А в 1977 г. IPA опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой определено, что дети — базисная основа будущего, а игра — неотъемлемая часть этого базиса:

  • дети играли и играют во всех культурах и во все времена;
  • игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;
  • игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;
  • игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;
  • игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;
  • игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ (п.1.2.) определяет основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ (п.1.4.) определяет основные принципы дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество Организации с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Стандарт дошкольного образования (п. 2.7.) определяет игру как сквозной механизм развития и организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

ФГОС дошкольного образования оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательной деятельности:

  • Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.
  • Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.
  • Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам.
  • Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.

Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее приемлемой формой организации жизни детей.

Актуальность игры и ее роли в развитии ребенка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей, Значительные изменения в жизни общества требуют нового осмысления реалий игры современного детства. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений, встроенных в изменяющийся социальный и культурный контекст.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детскому саду необходимо унаследовать лучшие традиции детских дворовых сообществ недавнего прошлого: творческую самоорганизацию, естественную передачу игровых традиций, то есть сохранить субкультуру детства.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется позиция родителей и педагога на значение самоценности периода детства и игры как ведущего вида деятельности.

Цель организации интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

создание современных интерактивных условий взаимодействия с семьями воспитанников в организации игрового пространства и игровых умений воспитанников, формирование активной позиции педагогов и родителей на понимание значимости игры в развитии детей.

Задачи интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

  • обеспечение эффективного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей;
  • повышение информированности родителей (законных представителей) о значимости игры для полноценного развития ребенка;
  • создание мотивационных условий, обеспечивающих активное включение родителей (законных представителей) в процесс организации игровой деятельности детей;
  • популяризация и развитие культуры детской игры среди детей дошкольного возраста, пропагандирование позитивных детско-родительских отношений в организации игровой деятельности;
  • способствование овладению практическими приемам формирования навыков сотрудничества детей и родителей в игровой деятельности.

Общественный запрос на деятельность интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Дошкольный период самый важный в жизни ребенка. Игра – является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и занимает центральное место в жизни дошкольника. Игра — универсальный способ жизнедеятельности ребенка, его жизненная потребность и является главным средством воспитания. Отсюда и должна определяться стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком.

Возможные направления деятельности интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

  • создание кейса цифровых образовательных ресурсов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • создание онлайн-сборника практических материалов по игровой деятельности детей дошкольного возраста для использования в домашних условиях;
  • создание детских мобильных лабораторий в группах ДОО;
  • создание интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей (законных представителей) на базе ДОО как открытой образовательно-коммуникационной площадки для родителей и педагогов (активные игровые практики с элементами тренинга, ролевые и командные игры, беседы, дискуссии, развлекательные мероприятия, совместные творческие задания, специальные игровые встречи и образовательные ситуации для родителей).
  • создание на сайте ДОО вкладки «Лаборатория детской игры», где все желающие смогут найти описание игровой деятельности в домашних условиях, посмотреть мастер-классы по организации того или иного вида игровой деятельности, принять участие в форумах.

Возможные участники интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей

  • Воспитанники дошкольных образовательных организаций Белгородской области с 3 до 7 лет;
  • Родители (законные представители) воспитанников дошкольных образовательных организаций Белгородской области с 3 до 7 лет;
  • Воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре дошкольных образовательных организаций Белгородской области.

Краткий обзор возможностей интерактивной «Лаборатории детской игры» для родителей:

В процессе использования различных интерактивных условий взаимодействия, родители оценивают варианты использования собственного опыта в общении с ребёнком и развивают навыки конструктивного игрового общения.

Интерактивная «Лаборатория детской игры» для родителей.

 

Техническая поддержка сайта: Саввин Андрей Алексеевич

Вопросы, предложения, материалы направлять по адресу: webmaster@gvarono.ru